Первоклассник
Идёт первоклассник первый раз в школу мимо детского сада.
За забором на веранде играют дошколята.
Подошёл к ним, посмотрел, вздохнул:«С удовольствием бы присоединился,но образование не позволяет».
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным, усидчивым.
Одной из распространённых трудностей в начале обучения является несформирванность умения планировать свою деятельность и как следствие не развитость саморегуляции. Чтобы научить ребёнка планировать свои действия необходимо знать, что из себя представляет план действий:
1. Цель – сделать уроки; убрать комнату.
2. Что нужно для этого сделать – математику, русский и т.д.; собрать игрушки, разложить их по местам и т.д..
3. В каком порядке – русский, математика и т.д. (сложить их в том порядке, в котором будут выполняться); то же самое.
4. Выполнение действий.
5. Самопроверка – достигли ли цели и как? Проверка ошибок, аккуратности; чистоты в комнате, (иными словами – должны быть критерии достижения цели, по которым ребёнок может себя проконтролировать).
Задача родителей:- помочь спланировать.- проследить за тем, чтобы планы были реализованы (чтобы действие не подменялось его планированием).- довести каждый организационный момент до автоматизма.И тогда подобные островки действий – автоматизмов позволят упорядочить хаотичное поведение неорганизованного ребёнка.Важно:
1. Планировать следует не только умственные, но и бытовые, повседневные действия.
2. С чего начать, какой участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь – приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу, вечернюю уборку игрушек, собирание портфеля, - решайте сами.
3. Главное не хвататься за всё сразу и не рассчитывать на быстрый успех, но последовательно отрабатывать каждый отдельный автоматизм.
4. Помнить, что ребёнок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом в постепенно убывающей помощи.
Однако! Будьте внимательны, если ребёнку всё время трудно выполнять даже самые доброжелательные организационные требования взрослых, то он их выполнять не станет. Следовательно, завышены требования, и мы торопимся, проявляя нетерпение.
Для развития навыков успешной учёбы, наиболее важны:
1) привычка к регулярному и точному исполнению своих обязанностей;
2) самоконтроль.
Первое качество гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных и внеочередных заданий, которые ребёнок получает в школе и дома.
Второе – позволяет постоянно соотносить выполняемую работу с теми задачами, которые ставятся перед ребёнком.
Если у ребёнка есть проблемы с вниманием и самоконтролем, его нужно обучить различным приёмам проверки и оценки своей работы.
Приём «Найди ошибки».
1 этап. Взрослый пишет небольшие тексты (интересные для ребёнка) с множеством ошибок. Нельзя делать ошибки на орфографические правила, ещё неизвестные ребёнку. Можно использовать не только орфографические, но и математический материал: выписывать столбики примеров с решениями, примерно треть, которых неверна.Ребёнок должен выполнить - роль учителя: красным карандашом исправить ошибки.
2 этап. После того, как ребёнок научится находить по крайне мере половину ошибок, сделанных взрослым, малышу можно предложить взять на себя роль взрослого: «Давай-ка, теперь ты сам будешь делать ошибки. Сегодня спиши эти три предложения, но сделай в них побольше ошибок, чтобы завтра или послезавтра ты смог их исправить. Только смотри, чтобы ты мог догадаться, что было написано.А то, если ты вместо «берёза» напишешь «осина», то потом не сможешь догадаться, что там было».Теперь ребёнок сам пишет тексты с ошибками и на несколько дней откладывает их, а потом проверят собственную работу.Родители активно должны интересоваться, как их сын или дочь пользуются этим приёмом. При каждом положительном сдвиге хвалить, поощрять, эмоционально поддерживать.
3 этап. Самоконтроль, организованный в шутливо – игривой форме, переходит в серьёзный, деловой самоконтроль домашних заданий (до этих пор домашние работы проверяет взрослый). Поручить проверить собственное домашнее задание следует лишь после того, как будут хорошо отлажены приёмы проверки.Самоконтроль должен быть сформирован заранее, привычку к постоянному контролю следует вырабатывать лишь на фоне достаточно сформированной техники.
Рекомендации по организации режима дня младшего школьника.
1. Пробуждение:Желательно не будить ребёнка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая его вечно тормошит, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. Альтернативой может стать будильник,либо терпеливое, ласковое пробуждение с мамой. Однако, лучше всё таки научить его пользоваться будильником, как атрибутом взрослости. Лучше обыграть: «Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать».Если ребёнок встаёт с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по другому: поставить стрелку на пять минут раньше: «да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи ещё пять минут». Эти слова создадут атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.Когда ребёнка утром торопят, то часто он делает всё ещё медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: «Через 10 минут тебе надо выходить в школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол» и т.п.
2. Выход в школу.Забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки, лучше протянуть их молча, чем пускаться в пространное рассуждение о его забывчивости и безответственности.«Вот твои очки» - лучше, чем «Неужели я не доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки».Не ругать и не читать нотаций перед школой!!!На прощание лучше сказать:
«Пусть всё сегодня будет хорошо, у тебя всё получится», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся».
Ребёнку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем: «После школы нигде не задерживайся, сразу домой».
3. Возвращение из школы.Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.- Как дела в школе?- Нормально.- А что сегодня делали?- А ничего.- Что получил? И т.д.Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос,Особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («Им нужны мои оценки, а не я»
.
Понаблюдайте за ребёнком, какие эмоции «написаны» у него на лице.Лучше будет: «День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришёл домой?».Вечером, когда домой приходит отец, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы по поводу проблем в поведении или неудач в школе. За ужином, когда вся семья в сборе, можно поговорить о чем-нибудь приятном, что произошло за день хорошего, по душам. Это сближает семью.
4. Пора спать.Младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, тревоги – он спокойно заснёт.
Юлия Метляева. Специалист центра практической психологии "ШАГИ"
Короткая ссылка на новость:
http://shagi-irk.ru/~QD7uV
Центр практической психологии "ШАГИ".