Хочу написать свою
третью жизненную теорию - теорию, о которой додумалась сама. Раньше, в теме я написала две:
Теория скрытого дохода, и Теория танковой дивизии. Сейчас я напишу
о Теории проститутки.
Ой, как это звучит - ухо режет. Но я сколько ни думала не могла придумать более точного и объемного названия.
Хочу поговорить о том, в каком направлении на мой взгляд на сегодняшний момент наиболее выгодно делать свой личный бизнес. По роду своей деятельности я вижу много родов мелкого бизнеса и иногда недоумеваю - зачем тот или иной человек затевает это дело. К примеру, кто-то открывает кофейню с пончиками по цене 80 руб за штуку. Кто-то в большом павильоне вешает три десятка полотенец, десяток банных халатов и десяток тапок. Вот как на всем этом прожить? Предсказуемо эти заведения закрылись. Недавно открылся павильон, где мелкий предприниматель решил торговать сотовыми телефонами. Я уверена, что к лету его павильон закроется. (Дописываю позже. Ошиблась - продержался он 10 месяцев, до ноября). Ибо конкурировать с крупными сетями, конкурировать с интернетом, накручивать себе маржу ему будет очень трудно.
Так к чему это я. Я думаю, что в наше время прожить, предлагая потребителю какой-либо товар, а тем более товар широкого спроса - очень сложно. Может быть, какой-то специфический товар предлагать, но и тут ниши все заполнены - тебе хоть лунный грунт пришлют по почте, если поискать. Сейчас очень много предложений, много интернета, где все это продают очень недорого - одежду, обувь, канцелярию, бытовую химию, товары для дома и тд. И по законам рынка - капитал всегда сосредотачивается в одних руках - мелкие сайты будут схлопываться, а другие разрастаться. И в конце-концов останется десяток мега-интернет сайтов, где будет все-все-все. Это закон капитализма и никуда от этого не деться. Капитализм может развиваться только при расширяющемся рынке, а если уровень сбыта находится на одном уровне, то прирасти прибыль может только за счет схлопывания бизнеса одних и укрупнения других.
Из этих позиций логически вытекает следующее: если делать маржу на товаре с каждым годом сложнее и сложнее - ты практически ничего не можешь сделать с конкуренцией - ни сбить цены, ни снизить количество участников рынка (потому что с развитием интернета тебе противостоит по сути весь мир). То нужно искать другой способ сделать маржу.
И на мой взгляд, самая привлекательная и простая ниша, по крайней мере сейчас - это оказание каких-либо услуг. Почему. Потому что конкурентов у тебя ограниченное число - услугами всегда пользуются в определенном радиусе от места проживания. Здесь у тебя намного больше рычагов для борьбы с конкурентами - ты можешь постоянно повышать свой профессиональный уровень, ты можешь делать минимальную накрутку на свою работу и быть все-таки в плюсе. Здесь чем больше ты на рынке, тем больше у тебя конкурентного преимущества, чего не скажешь о какой-либо торговле: сегодня она есть, (и хоть 15 лет магазин простоит, это не дает ему каких-либо заметных профессиональных бонусов), завтра нет и все о продавце забыли.
Далее, если рассмотреть модель бизнеса, связанного с услугами, то ты должна работать как проститутка - в образном, разумеется, смысле. На мой взгляд, эта самая живучая модель бизнеса. Почему. Потому что
1) работаешь сама, для оказания услуг тебе не нужна команда, соответственно твой бизнес не зависит от хотелок или капризов партнеров.
2) работаешь, когда хочешь/можешь
3) твои услуги нужны на постоянной основе
4) чем дольше ты на рынке, тем выше твой профессиональный уровень
По первому пункту очень важно - если ты хочешь заработать, то тебе не нужно ни с кем вступать в долю - рано или поздно практически все бизнес союзы рушатся, начинается свара - кто больше работает, кто больше получает и тд. Ты должна работать сама и ни от кого не зависеть. На наемных работников не надейся, никто за тебя впахивать и развивать не будет - твой бизнес нужен только тебе, остальным нужно только из него вынести.
Второй пункт тоже важен - ты не стоишь от зари до зари за своим прилавком с брошками и заколками, ты рационально используешь время. Есть заказ - работаешь. Нет заказа - занимаешь семьей. Это дает очень качественное использование времени.
Третье. При выборе бизнеса услуг важно, чтоб эти услуги оказывались на постоянной основе (как у нашей проститутки) - третий пункт. Выполнять разовые работы с точки зрения развития клиентуры - очень невыгодно. А если твои услуги нужны раз в год-полгода-квартал, то тут огромные возможности для наработки клиентуры.
Четвертое - вытекает из предыдущих - чем дольше ты на рынке, тем больше у тебя профессионализма, тем больше у тебя опыта. В наше время все норовят устроиться кнопочки на компе тыкать, а грамотно что-то сделать руками - могут немногие. Телефоны этих специалистов передаются из рук в руки, этими контактами дорожат.
Пятое - по возможности работать с юридическими лицами. Потому что очень часто эти юр лица тратят не свои деньги, а деньги фирмы, организации и не так трепетно к ним относятся как физ лица. Это физ лицо будет за любую трещину или вмятину, потертость - любой мелкий брак в работе - устраивать скандал, будет выгадывать сто рублей, чтоб поменьше заплатить. Юр лицо обычно так себя не ведет.
Но и тут есть минус. У юр лиц с тобой будет работать определенный человек (кому это положено по должности). Уйдет этот человек с работы - нужно будет окучивать данное юр лицо заново, как в первый раз. Но это с другой стороны является и преимуществом. По моим подсчетам, в течении года минимум в 5% организациях будет происходить смена людей на нужных тебе должностях. Приходит новый человек на новое место, нужно выполнить какую-то работу. И этот новый человек начинает обрастать деловыми связями "с нуля". Поэтому гарантировано минимум в 5% организаций нужные тебе люди будут искать нового поставщика услуг.
Примером - самым идеальным - я бы назвала, например, обслуживание холодильного оборудования или систем кондиционирования. Не нужно только говорить что дело не женское, это только для примера.
Первое, ты работаешь сама - там много физических усилий не нужно, надобности в бригаде нет никакой.
Второе, есть заказ - работаешь, нет - сидишь дома, жаришь картошку
Третье, твои услуги нужны на постоянной основе
Четвертое, чем дольше ты чинишь холодильники и системы кондиционирования, тем больше у тебя опыта, ты приобретаешь с каждым годом на рынке конкурентное преимущество.
Пятое - твои услуги нужны преимущественно юр лицам.
Как видишь в этом примере у тебя весьма умеренная конкуренция, она определяется радиусом десятка-другого километров. Ты можешь конкуренцией управлять - повышать свой уровень, который растет с продолжительностью работы. Как правило, в конторах, подобно приведенной для примера, работают, оказывают конечные услуги люди по найму. Сегодня они работают, завтра нет, поменялся штат. Всем нужна выгода и всегда набирают людей по принципу - абы поменьше заплатить. Если ты продержишься в этой сфере два года, то тебе в округе уже практически не будет равных. Потому что твой опыт будет выше, чем у 80% конкурентов, ибо у конкурентов за два года произойдет ротация исполнительных кадров (тех, кто работает руками) примерно на 80%.
Далее, у тебя будет неоспоримое преимущество перед большими конторами. В этих конторах, как правило, сидит директор, инженер, бухгалтер - и пяток-десяток разнокалиберных работяг. Они снимают офис, должны выплачивать хотя бы минимальную белую зарплату, с которой платят налоги. Соответственно, вся эта надстройка добавляет минимум половину к реальной цене за услуги. Если работы на объекте будет на 5 тыс, то большая контора выставит счет на 10 тыс - чтоб ей можно было прожить. Ты же можешь выставить счет на 7 тыс, будешь в неимоверном плюсе, и значительно ниже конкурентов. Единственное, тебе придется научиться работать с бухгалтерскими бумагами, но это нисколько не сложнее, чем оказывать конечные услуги.
Можно, как пример, организовать бизнес по осмотру и перезарядке огнетушителей. По интернету ты огнетушитель не проверишь и не перезарядишь. Поэтому круг твоих конкурентов неимоверно сужается. Тут тоже работают практически все 5 пунктов: 1) сделать все можно одному человеку, 2) работаешь, как хочешь/можешь, 3) услуги нужны постоянно (осмотр раз в год, а перезарядка огнетушителя, по-моему, раз в два года).4) Насчет опыта спорно - работать тут можно и обезьяну научить, и 5) пятое - услуги нужны преимущественно юр лицам. Конкуренция у тебя в этом случае конечно есть, но не такая жесткая, как в торговле.
Конечно, для организации подобных бизнесов ты "с потолка" сюда не зайдешь. Нужен первоначальный опыт - в любой сфере, и наличие какой-то минимальной материальной базы. Наличие наработанных клиентов некритично.
И как пример из жизни. Мне вчера нужно было делать УЗИ. В больнице из кабинета УЗИ послали к платному врачу (!!), мотивируя тем, что они не могут понять что видят. А тот, мол, врач самый крутой в Иркутске. Стоила сия процедура 1 800, обычно - 2 000, мне была скидка, так как я "из стационара". Разговорилась с персоналом на входе (навроде администратора). Проходит, бывает, до 60 человек в день. Запись - на неделю вперед. Меня приняли в день обращения по большому блату - так как я "из стационара."
Давайте посчитаем. Пусть 60 человек - это максимум, но 30 человек в день - наверняка среднее число. С каждого по 2 тыс, итого 60 тыс руб/день в среднем. Берет врач только наличкой, не выдавая никаких фискальных документов. Умножаем 60 тыс на 20 рабочих дней, итого получаем минимум доход в месяц миллион. Конечно, траты на коммуналку, персонал, еще что-то, но думаю тысяч 600-700 чистыми у нее свободно выходит. А теперь представьте, сколько нужно товара перелопатить, сколько нужно наемных людей ободрать, чтоб получить такую же выгоду на продаже? И здесь все пункты "теории проститутки" работают четко. Единственное, что работает с физлицами, но в данном случае физлица не торгуются, здесь они предпочтут даже переплачивать за качество и компетентность услуги. Замечу, в больнице, при вложении практически тех же усилий и знаний, она получала бы максимум тысяч 50, думаю, не больше.
Главное - уметь в этой жизни делать что-то хорошо, чтоб этот род услуг нельзя было оказать дистанционно (для сужения круга конкуренции), и грамотно этим умением распорядиться. Это я называю теорией проститутки. Как бы это ни звучало, но это практически идеальная модель "бизнеса на себя".
Слабое место у этой модели одно - она имеет потолок, довольно невысокий, который ты сможешь довольно скоро достичь по доходам. Тебе хватит на более-менее сытую жизнь, но не более. Если тебе нужен уровень дохода, чтоб иметь, к примеру, коттедж на Байкальском тракте с выходом к воде, то тебе непременно нужно добывать энергию другим путем - заняться эксплуатацией людей, присваивать плоды их трудов. Грубо говоря, тебе придется стать уже упомянутой крупной конторой, - при наличии наработанной клиентуры нанять головастого инженера, тетеньку-бухгалтера, снять офис, нанять пяток-десяток разнокалиберных работяг, платить им белую минималку, себя назвать директором, нещадно обдирать всю эту компанию на том основании, мол, что ты все это придумала. Вот тут у тебя уже потолок более высокий - насколько хватит наглости и жадности.
И в заключении, обязательно подчеркну, что вышенаписанное мое личное мнение, которое ни в коем случае не претендует на истину.